Что сулит нам новый Закон об образовании Украины


Опубликовано 22 Ноябрь 2017 в 15:15

Блог Дети в городе >  Что сулит нам новый Закон об образовании Украины


Что сулит нам новый Закон об образовании Украины

Еще в 2013 году писатель и публицист Юрий Макаров заявлял: «Украине необходимо отказаться от советской системы образования, которая на самом деле воспроизводит еще ту старую, Российской империи, образца XIX века. Так, как школьная парта сегодня повторяет контуры школьной парты образца 1880-какого-то там года, так же и по содержанию украинское образование повторяет так или иначе, в основных контурах образование Российской империи 1880-какого-то года. Причем, не в лучших его проявлениях».


5 сентября 2017 Верховная Рада проголосовала за законопроект №3491-д - проект закона “Об образовании”, положив начало реформе системы образования, а 25 сентября его подписал Президент, поздравив авторов закона с достойным завершением их 4-летней работы. Срок внедрения запланированных изменений - 10 последующих лет. А это значит, что уже в следующем году в образовательных учреждениях будут запущены изменения - сначала в тестовом режиме, и в конце концов к 2027 году Украина полностью перейдет на реформированное школьное обучение продолжительностью 12 лет.


Как реагировать родителям, чьи дети попали в эпицентр изменений в образовательном процессе? Не дай Бог родиться во времена больших перемен, говорили древние. Впрочем, и устоявшаяся система преподавания в школах - ведь тоже результат реформы, правда, почти 150-летней давности.

Безусловно, у наших детей только одна жизнь и одна юность, и превращать их в площадку для экспериментов - страшно. С другой стороны, все ли так хорошо в учебной системе, к которой мы привыкли? Все чаще в интернет-сетях родители выражают недовольство школьным преподаванием и спрашивают: «Существует ли альтернатива обучению в школе?». Вопросом номер два является: «Сколько можно задавать домашних заданий, превращая вечера в сплошной стресс и каторгу для всей семьи?».

Наибольшую «турбулентность» испытывают родители детей, начиная с 9-10 лет и до финиша обучения. С началом взросления возрастает и уровень проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в учебных заведениях - от не объективного оценивания их способностей и знаний до буллинга (травли) со стороны одноклассников и не только.

У каждого из нас есть багаж школьных воспоминаний. Пожалуй, нет тех, у кого бы школьная жизнь не была ничем омрачена. Преимущественно это связано с социализацией и взаимоотношениями со сверстниками. Усыпленные, они дремлют где-то в подсознании, но когда у наших детей возникают проблемы в школе, эти травматические воспоминания мгновенно просыпаются, вызывая резкую реакцию на происходящее. Взрослые ругают или ребенка, или несостоятельность школьной системы, или и то, и другое, в зависимости от ситуации.

Кто и за что бы не голосовал в парламенте, родителям прежде всего хочется уберечь своего ребенка от боли и психологических травм, а еще уверенности в том, что школа - это не «вырванные годы», а достойный старт во взрослое будущее.


Так что конкретно изменится в образовательном процессе в ближайшие 10 лет нашей жизни?


Не так страшна реформа, как ее малюют


Министерство образования Украины разработало новую систему - 12-летнее школьное обучение будет разделено на три периода:

  • 4 года начальной школы;
  • 5 лет базовой средней школы (гимназии, причем отбор в гимназии отменят);
  • 3 года профильной старшей школы.


Старшая профильная школа станет лицеем академического и профессионального направления.

В академических лицеях учащиеся будут углублять знания для поступления в высшие учебные заведения. В профессиональных лицеях, кроме общего среднего образования, они будут получать первую профессию.

После завершения каждого из уровней результаты будут оцениваться путем государственной итоговой аттестации, вероятно, в виде внешнего независимого тестирования. Однако для учеников младшей школы такая аттестация будет проводиться только для мониторинга.

Таким образом, у детей появляется больше возможностей профессионального выбора. Переход (по желанию) из одного учебного заведения в другое станет обычным делом. Ведь, по закону, начальная и базовая школа могут быть как частями одного учебного заведения, так и различными учебными заведениями.

Если хочешь закончить школу отличником, ты должен иметь одинаково хорошие оценки по всем предметам. На практике это обычно реализуется так: на любимые предметы (которые легко даются) тратишь меньше времени, а львиную долю отнимают предметы сложные, с которыми, как правило, ученик не связывает свое профессиональное будущее.



Для учеников младшей школы аттестация будет проводиться только для мониторинга. Фото: Дмитрий Ларин / УП


Возможно, теперь перегруженным старшеклассникам станет немного легче. В школах Украины намерены объединить изучение химии, биологии, географии и физики в один предмет. По словам министра образования Лилии Гриневич, подобным образом должны изменить программы для старших классов (после 9-го) в школах и классах гуманитарного направления. Как могут упростить предметы в учреждениях с углубленным изучением точных наук пока не известно.


Хорошая школа под боком


По словам министра, все родители хотят, чтобы их дети учились в так называемых хороших школах. А хорошими считаются те учебные заведения, где углубленно изучают иностранные языки. Поэтому, Министерство образования планирует увеличивать количество часов иностранного языка во всех школах.

"Каждый ребенок, как потенциальный гражданин страны, которая будет в Европейском Союзе, должен свободно владеть одним, а лучше двумя языками Евросоюза", - сказала министр образования Лилия Гриневич в своем интервью «Украинской правде».

Также есть намерение облегчить жизнь родителей, отменив отбор до 1 классов для детей, не относящихся к территории обслуживания школы:

"Это очень трудный вопрос и мы еще подробно распишем эту процедуру в законе «Об общем среднем образовании». Мы надеемся внести этот закон в парламент весной 2018 года. По моему мнению, проведение конкурса между детьми 6-летнего возраста абсолютно неэффективно, так как оно не проверяет этого ребенка, а проверяет его доступ к тем вопросам, которые заготовили для этого конкурса, и знания правильных ответов на них", - пояснила Гриневич.



Отбор до 1 классов для детей, не относящихся к территории обслуживания школы отменят. Фото: pressmaster/Depositphotos


Важный момент! 12 лет в школе не увеличат общую продолжительность образования: среднего + высшего. После 12 лет ученики будут иметь на 1 год меньше образования в ВУЗе, то есть произойдет переход от четырехлетнего до трехлетнего бакалавриата в ВУЗах по большинству специальностей.


Язык обучения


Этот вопрос был едва ли не самым болезненным, впрочем здесь, по словам Лилии Гриневич, остановились на компромиссном решении - плавном увеличении количества предметов, которые преподаются на украинском, начиная со средней школы. Дети нацменьшинств будут изучать предметы на родном для себя языке, и только в 5-9 классах начнут вводиться несколько предметов на украинском языке преподавания, в старшей же школе украиноязычными могут стать все предметы. Это касается и школ с исключительно русским языком преподавания.


Потребность в новых методах


Согласно закону, реформированное образование должно помогать детям усваивать набор упорядоченных знаний и сквозных умений, в которые входят:

  • свободное владение государственным языком;
  • способность общаться на родном (при отличии от государственного) и по меньшей мере на одном из иностранных языков;
  • математическая компетентность;
  • компетентности в области естественных наук, техники и технологий;
  • инновационность;
  • экологическая компетентность;
  • информационно-коммуникационная компетентность;
  • обучение в течение жизни;
  • гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благосостоянием и здоровым образом жизни;
  • культурная компетентность;
  • предприимчивость, финансовая грамотность и др.


Новая школа должна помогать детям усваивать набор упорядоченных знаний и сквозных умений. Фото: luminastock/Depositphotos


Дети должны научиться читать с пониманием, выражать свое мнение устно и письменно, мыслить критически и системно, логически обосновывать свою позицию, реализовываться в творчестве, проявлять инициативу, конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, эффективно сотрудничать друг с другом. Школа должна давать ученикам не только знания, но и умение их применять.

Планируемые изменения должны начаться уже в 2018 году, когда дети пойдут в первый класс с новыми учебниками и подготовленными преподавателями.


Реформа на всех уровнях


Образовательная реформа требует глобальной перестройки не только в школах, но прежде всего и в самом Министерстве образования. «Работы больше, чем можно себе представить, - говорит педагог с более чем 30-летним стажем, победитель конкурса на должность генерального директора Директората дошкольного и школьного образования МОН Андрей Осмоловский. - Следует признать, что школа преимущественно не мотивирует к обучению и личностному прогрессу ни учителя, ни ученика. Так же, как и не учит применять полученные знания на практике для решения жизненных проблем.

Новая школа должна ориентироваться на результат. Результат, который будет определять способность ученика к профессиональной деятельности, к дальнейшему обучению, успешной социализации и природосоответственной самореализации личности. Это во-первых. Во-вторых, есть необходимость в формировании совершенно иной образовательной среды - системного применения интерактивных, проектных и кооперативных образовательных технологий, мобильных рабочих мест, быстро трансформирующихся для работы в составе микрогрупп, современных информационных технологий и прочих образовательных ресурсов. Если содержание и способ обучения соответствуют потребностям ребенка и его естественным дарованиям, он учится охотно, с настроением. Если школа будет строиться на уважении к личности и доверии между учениками, родителями и учителями, если школа будет готовить к жизни с любовью, - уверен, такая школа может изменить в нас нечто большее, чем просто систему образования».

 

А что в школьном образовании хотели бы изменить вы, уважаемые родители?







Поиск