Что нужно знать о детских рисунках и как распознать тревожные моменты
Опубликовано 05 Ноябрь 2020 в 10:00
Блог Дети в городе > Что нужно знать о детских рисунках и как распознать тревожные моменты
Photo: Freepik
Маленькие дети очень много времени проводят за рисованием. Они рисуют везде и всем, что только попадает под руку. Конечно, дети изображают на рисунках то, что они видят в окружающем их мире, о чем мечтают, и о чем думают. Специалисты отмечают, что детские рисунки многое могут рассказать о ребенке. «Дети в городе» узнавали, что обычно рисуют дети в разном возрасте, и когда рисунки могут стать поводом для переживаний.
Рисунки растут вместе с детьми
В зависимости от возраста, меняется стиль и наполнение детских рисунков. Рассмотрим основные.
2-4 года – детские каракули
Как только в руки ребенку попадают первые карандаши, краски или мелки, он сразу же берется за творчество. Начинается знакомство с карандашами с небольших отметок и штрихов. Когда ребенок разобрался, как работает механизм, он начинает повторять одни и те же действия. Сначала дети просто получают удовольствие от рисования, а ближе к 4 годам начинают придумывать вокруг нарисованного истории.
4-6 лет - фигуры
В этом возрасте дети вполне могут повторить фигуры, из которых могут получаться животные или люди. В это время рисунки очень схематичны, но они показывают, что для ребенка главное в окружающем его мире. Часто в этом возрасте дети изображают на рисунках свою семью.
Photo: Freepik
7-9 лет - схемы
В 7-9 лет дети начинают рисовать полноценные рисунки, у них появляется чувство пространства. Поэтому в этом возрасте все окружающие вещи и явления, как правило, находятся в нужных местах. Небо наверху, трава внизу и т. д.
9-11 лет – реализм
В этом возрасте дети либо продолжают увлекаться рисованием, либо бросают это занятие. Рисунки в этом возрасте достаточно четкие и понятные. Дети уже осознают невозможность красиво изобразить предметы, поэтому либо совершенствуют свои умения, либо отказываются от затеи рисовать.
Чем старше становится подросток, тем важнее для него результат его творчества, а также оценка окружающих.
Читайте также: Как исправить детский почерк и нужно ли это делать
Что можно узнать из рисунка
Photo: Freepik
Чаще всего детские рисунки умиляют взрослых и становятся предметом похвалы. Но бывает и так, что в рисунках спрятаны намеки на серьезные переживания ребенка и его страхи. Эксперты отмечают, что рисунки детей до 5 лет анализировать не стоит, так как в этом возрасте они только учатся управляться с карандашами и фломастерами, изучают цвета.
Однако уже в более позднем возрасте рисунки могут вскрыть неприятные моменты. Наиболее информативными могут быть изображения семьи. То, как малыш рисует своих родных, много о чем говорит. Обратите внимание, как выглядят члены семьи на рисунке, не «забыл» ли ребенок нарисовать кого-то из родственников, какими он изобразил близких (улыбчивыми, злыми). Важно также, насколько близко ребенок рисует родителей. Это свидетельствует о его эмоциональных связях.
Обратите внимание на то, как ребенок рисует себя. В некоторых рисунках можно заметить заниженную самооценку. Особенно хорошо это покажут рисунки-ситуации. Например, можно попросить ребенка нарисовать себя в школе, больнице, гостях. Вы сможете увидеть, как чувствует себя ребенок в той или иной ситуации. Дети не всегда могут рассказать о своих переживаниях прямо, а вот нарисовать их будет намного легче.
Когда нужно обратиться к специалисту
Photo: Freepik
Иногда рисунки могут стать сигналом для того, чтобы обратиться за помощью к специалисту.
Тревожные знаки, на которые нужно обратить внимание:
- Если к 5-6 годам у ребенка есть сложности с рисованием, он не может закрасить рисунок, сильно не выходя за линию, его линии нечеткие и неаккуратные.
- Ребенок рисует внутренние органы, части тела, кровь.
- Если ребенок постоянно повторяет один и тот же рисунок с одинаковым расположением и цветами.
- Ребенок не рисует людей, на его рисунках изображены только предметы или абстракции.
- Если в рисунках малыша много агрессии (оружие, убийства, взрывы, монстры), много красного и черного цветов.
Кроме этого, стоит обратить внимание, если ребенок вовсе отказывается рисовать. Это может говорить о недоразвитой мелкой моторике или других психологических проблемах.
Стоит отметить, что не стоит пытаться серьезно анализировать детские рисунки. Как правило, если есть явные проблемы, это видно невооруженным взглядом. Давайте детям больше свободы в творчестве и пробуйте знакомить их с как можно большим количеством материалов для рисования.
Вам может пригодиться наша статья: Творческое развитие ребёнка