Как научить ребенка бережно относиться к своим вещам и не терять их
Опубликовано 18 Октябрь 2021 в 10:00
Блог Дети в городе > Как научить ребенка бережно относиться к своим вещам и не терять их
Photo: Freepik
Бесспорно, самые важные в жизни вещи — это не вещи, но согласитесь, очень неприятно, когда сын или дочь постоянно что-то теряют или забывают. Некоторые родители по несколько раз покупают на замену игрушки, варежки и шарфы, а уж о резинках для волос, шпильках и носовых платках и говорить не приходится.
В школьном возрасте все только усложняется. Рассеянные первоклассники (и не только) несколько раз в год теряют сменную обувь, спортивную форму и учебники, а содержание пеналов обновляется почти каждый месяц.
Все призывы родителей к бережному отношению к вещам, а также нотации по поводу очередной потери не дают положительных результатов.
Почему дети теряют вещи?
Прежде чем учить ребенка следить за собственными вещами стоит разобраться почему же ребенок все теряет.
Невнимательность
Причина утерянных вещей — рассеянность и несобранность. В дошкольном возрасте (до 5 лет) это явление можно назвать нормой. Внимание ребенка привлекает все новое, яркое, интересное. В попытке познать окружающий мир: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, трудно следить еще и за личными вещами.
Погруженность в себя
Существует отдельная категория детей, которые погружены в себя: в свои мысли и фантазии. Им трудно сосредоточиться на чем-то материальном — внешнем мире. В голове таких детей прекрасные замки, мечты о будущем, длинные сказки со счастливым концом. Это особенность характера, которая будет сопровождать ребенка все детство, а, возможно, и жизнь.
Мало кого удивит невнимательность писателей или ученых. Но это не следствие гениальности, а просто способность полного погружения в свой внутренний мир. Одни люди сосредоточены на внешнем мире, а другие на внутреннем. Поэтому забывание своих вещей происходит совершенно бессознательно.
Нехватка времени
Часто сосредоточению мешает постоянная спешка. Особенно это касается медлительных детей. Причина этого в неправильном режиме. Спешка в утренние часы не позволяет ребенку сосредоточиться на своих вещах. Он даже не помнит, во что был обут, так как его сонного, одела мама. Подобная ситуация может быть в школе, если ребенок спешит на урок после физкультуры и боится опоздать. В приоритете становится факт опоздания, а не контроль над вещами. Подобные примеры можно продолжить.
Отсутствие самостоятельности
Некоторые родители защищают детей от многих дел, включая заботу о своих вещах. Они сами собирают школьный портфель, готовят одежду на завтра, следят за состоянием детских вещей, не привлекая к этому детей.
Чем больше мы защищаем маленького человека от ответственности за то, что с ним происходит, чем выше шанс, что в доме поселится потеряшка. Если в школу собирает мама, а на тренировку — бабушка, ребенок даже не в курсе, что у него там за вещи. Ситуация, когда школьник просто не узнал свои штаны и оставил их на скамейке спортивного зала, в данном случае — вполне заурядная.
Вас может заинтересовать наша статья: « Все на своих местах: как приучать ребенка к порядку»
Повышенная загруженность
Некоторые родители перегружают детей: школа, дополнительные занятия по отдельным предметам, кружки по интересам, прогулки с собакой. Каждый день расписан по минутам, несмотря на довольно юный возраст. Хорошо это или плохо нужно рассматривать в каждом конкретном случае, но все же необходимо помнить, что повышенные нагрузки вызывают сбой в работе детской психики. Ребенок просто устает, и невнимательность становится защитной реакцией психики. Если это про вашего ребенка, то пересмотрите его занятость.
Как научить ребенка внимательно относиться к своим вещам
Photo: Freepik
Сначала нужно разобраться, или же вас постигла судьба родителей потеряшки, или то, что произошло вчера, — разовая акция. Потеря вещей один-два раза — случайность, к которой нужно относиться с пониманием и поддержкой. Меры нужно принимать тогда, когда подобное происходит с пугающей регулярностью.
Несколько простых приемов помогут научить ребенка держать свои вещи под контролем.
- Сделайте пометки на детские вещи и покажите их ребенку. Пусть на одежде будет логотип с буквами имени или каким-то рисунком. Его легко пришить или приклеить на вещи, включая школьные учебники или пенал. Эта небольшая хитрость поможет научить ребенка легко отличать свои вещи среди других.
- Не давайте детям дорогие вещи. Отложите отдельно те вещи, которые вам особенно ценны. Пусть ребенок использует их под вашим контролем и по особому поводу. Заведите правило, что замена дорогой потерянной вещи всегда будет проще и дешевле.
- Учите детей простым способам ухода за вещами: положить мокрые перчатки на батарею, затолкать шапку в рукав, класть носки в тапочки и т.д. В этом случае, дети не будут искать вещи, ведь знают их место в соответствии с ситуацией.
- Считайте предметы и проговаривайте. Собирая ребенка, перечислите с ним предметы, которые он берет с собой, пусть ребенок говорит все вслух. Придя домой, повторите ритуал и проверьте все ли на месте.
- Не спешите с покупкой новой вещи на замену потерянной. Ребенок должен почувствовать дискомфорт от своей невнимательности. Например, на сменную обувь можно взять старенькие кроссовки. Ребенок должен почувствовать на себе негативные последствия безответственного отношения к вещам. С покупкой нового телефона или игрушки стоит вообще повременить. Ребенок должен осознать свою вину.
- Воспитывайте в ребенке аккуратность во всем. Каждая вещь заслуживает уважения: она должна находиться на своем месте и быть всегда чистой. Найдите место для каждой вещи, включая книги и игрушки, рассмотрите, как нужно за ними ухаживать. Не убирайте детские вещи без ребенка. Учите ребенка самостоятельности и навыкам ухода за вещами.
- Не ругайте ребенка за пропажу. Обсудите причины случившегося и тактику дальнейших действий. Ребенок должен понимать, что его не наказывают, а просто принимают меры. Старые кроссовки и спортивная форма, недорогие простые школьные принадлежности взамен утраченных — это результат незапланированных расходов.
- Вспомните, какие вещи и в каких количествах ребенок потерял за последние несколько месяцев. Проанализируйте каждый из этих случаев и постарайтесь найти закономерности. Наверное в «группе риска» окажется не так много вещей, и в их отношении можно будет выработать тактику поведения.
Ребенок должен осознать свою невнимательность и пытаться контролировать себя. Это долгий процесс, требующий времени и усилий, но стоит того, чтобы воспитать ребенка собранным и аккуратным человеком.