Собор Святого Карла Борромея (Карлскирхе) в Вене



Собор Святого Карла Борромея в Вене – католическая церковь, расположенная в южной части площади Карла в Вене.

Он является одним из выдающихся примеров стиля венского барокко. Особенно выделяется огромный купол и 2 колонны по краям. Также архитектурное решение собора включает портик в греческом стиле.


В этой церкви переплелось столько архитектурных стилей и влияний, начиная от античного и заканчивая арабским, что кажется, будто в камнях застыл разноязычный хор, умоляющий Бога о спасении от чумы. Ведь церковь была построена в 1716–1737 годах по приказу императора Карла VI, как благодарность за избавление Австрии от эпидемии чумы. Храм освященн в честь Карла Борромео, святого покровителя императора и защитника от чумы.

Поводом для постройки этой церкви была эпидемия чумы в Вене, которая опустошала город в 1713 году. Тогда Карл VI дал Господу обет: после избавления от напасти возвести грандиозный храм в честь своего небесного покровителя – святого Карла (канонизированный кардинал Карло Борромео во время чумы в Милане помогал больным и отпевал умерших).

Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие многие именитые архитекторы того времени. Конкурс выиграл придворный архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрла, которому на тот момент было 57 лет и за его плечами были уже так известны шедевры как дворец Шенбрунн, здание манежа в Гофбурге в Вене, городской дворец принца Евгения Савойского в Праге и многие другие работы. Среди современников он был известен прежде всего мастером дворцовой архитектуры. Церковь Святого Карла стала его финальным проектом, в котором художник реализовал многие свои творческие идеи. По плану автора новый собор обязан был символизировать силу Габсбургов, величие Вены, также римские и византийские корешки Священной Римской Империи.

Строительство продолжалось с 1716 по 1737 год. После смерти отца работу завершил сын архитектора – Йозеф Фишер фон Эрла. Образ храма получился достаточно эклектичным: помимо стиля итальянского барокко в нем были использованы элементы древнегреческой, римской, византийской и исламской архитектуры. К примеру, две башни, обрамляющие главный фасад храма, напоминают типичные минареты, украшающие арабские мечети. Впрочем, другие источники утверждают, что эти башни построены по образу знаменитой колонны Траяна, расположенной на территории римского форума. Еще одним примером слияния разных культур являются две боковые капеллы, нижние части которых выполнены в стиле барокко, а купола напоминают крыши китайских пагод. Извлеченный купол церкви приносит воспоминания о соборе Святого Петра в Риме, а сам храм напоминает главную церковь Константинополя – Софийский собор.

Главный вход в храм украшает массивный античный портик с треугольным фронтоном. С двух сторон от него установлены статуи архангелов. Фронтон украшен аллегорическими изображениями четырех человеческих добродетелей: Умеренность, Вера, Покаяние и Милосердие, в тимпане – барельеф работы Станетти, посвященный ужасам эпидемии и победе над чумой. В центре скульптурной группы над фронтоном – статуя Карло Борромео, в основе которой высечены слова Карла VI Габсбурга: «Мой обет перед богобоязненными хостел» (Vota mea reddam conspectus timentium Deum). Образ святого неоднократно отражен в рельефах, окружающих монументальные колонны у входного портала. Величественный храм, высота которого достигает 70 метров, увенчан массивным куполом, из которого открываются захватывающие виды на Вену и окрестности. Подняться на смотровую площадку можно на лифте до высоты 33 метра, а затем по лестнице.

Храм, ныне действующий как музей, поражает и внутренним великолепием. Фрески и иконы повествуют о священнике Борромео и о христианских добродетелях: храбрость, справедливость, умеренность и благоразумие. Великолепие интерьера венчает главный алтарь, украшенный лепным барельефом с изображениями святого Карла Борромео в окружении херувимов и ангелов. Изображения Св. Карла многократно повторяются в росписи сводов, плафонов, стен, алтарей. В художественном оформлении храма участвовали многие художники, однако большинство фресок создано Иоганном Михаэлем Роттмайром. Самый яркий элемент интерьера – фреска центрального купола, потолочная роспись «Святой Карл во славе» работы Роттмайра.

Сейчас в соборе действует лифт, позволяющий посетителям подняться на высоту 32 метра и ближе осмотреть купол, расписанный уникальными старинными фресками. Лифт установлен в 2002 году во время реставрационных работ и после окончания реставрации его было решено оставить. В церкви создан небольшой музей памяти Карло Борромео. В его коллекции – скульптурные изображения кардинала, его одежда и церковная одежда. В экспозиции также представлены ценные религиозные атрибуты, привезенные по велению Карла VI в 1733 г. из Праги.

Собор не совсем необычного для Вены и немного восточного стиля сразу привлекает внимание и особенно хорош в темное время суток, когда на здании включается специальная подсветка.

Расписание работы:

  • пн-сб: 9.00 – 18.00;
  • вс: 12.00 – 19.00.

Когда

Пн–Сб 09:00–18:00, Вс 12:00–19:00.


Возраст

0+


Адрес

За пределами Украины
Австрия, Вена, Karlskirche, 10 Karlsplatz