Родителям дошкольников и школьников: как улучшить учебные способности ребенка
Опубликовано 19 Июль 2022 в 10:00
Блог Дети в городе > Родителям дошкольников и школьников: как улучшить учебные способности ребенка
Photo: Freepik
Читать-учить-зубрить, читать-учить-зубрить – создается впечатление, что именно так выглядит стандартная стратегия обучения. Как ребенку чувствовать себя комфортно в таком четком алгоритме? Как соблюдать ритм школы и не потерять собственную искру?
«Дети в городе» перебрали множество новых исследований, и отобрали для вас самые интересные.
Малыши и гаджеты
Американские нейробиологи обнаружили, что нервная система детей изменилась по сравнению с детьми 7 и более лет назад. Исследования проводились в 2021 году и сравнивались с такими же поведенческими исследованиями 2014 и 1997 годов.
Современные малыши воспринимают смартфон или планшет не как отдельную игрушку, а как продолжение мамы. Ранее подобные эмоции вызывали, например, мамины очки. Гаджет – часть новой реальности у ребенка. Он ведь с самого рождения видит на экране настоящего отца, который уехал в командировку, или дедушку с бабушкой, которые здесь и сейчас общаются с ним.
Photo: Freepik
Формирование полезных навыков начинается после 2-х лет. К 24 месяцам ребенок изучает и поглощает мир снаружи, преимущественно, это не систематическое обучение. Ученые выделили возраст, когда закладываются базовые учебные навыки ребенка и поделились рекомендациями.
- 2-3 года – дети плодотворно изучают новые слова во время общения с бабушками или видео-нянями. Гораздо лучше, чем при просмотре видео.
- 4 года – уделите внимание аудированию. Дети отлично воспринимают чтение на слух. При чем большой разницы нет, это аудиокнига или чтение.
- 4-6 лет – больше обучающих видео. В это время мозг жадно впитывает любую информацию, чтобы составить свою картину мироустройства.
Читайте также: Школа для родителей: как научить ребенка учиться
Плавание и активность мозга
Ученые из Делаварского университета предложили детям плавать. Просто больше плавать.
Они взяли детей 6-12 лет, и попросили их запомнить как можно больше новых слов. Единственное условие, запоминать нужно было после одного из трех занятий: игр с раскрасками, занятий фитнесом или плавания. И именно после плавания дети на 13% лучше запоминали новые слова.
Любые физические нагрузки увеличивают уровень особого белка нейтрофина, другими словами, увеличивают активность мозга. Но тогда почему плавание, а не фитнесс?
Плавание – это занятие, которое дети могут выполнять без особых размышлений, автоматически. Не нужно изучать кучу новых движений, как во время фитнеса. Поэтому повышенная активность мозга идет не на запоминание новых упражнений, а на изучение новых слов, например.
Photo: Freepik
Как настроить мозг на изучение иностранных языков
Очень сложное исследование проводилось над пациентами-эпилептиками. Чтобы предупреждать эпилептические приступы, людям имплантировали в мозг специальные электроды. Через эти электроды можно отслеживать общую активность мозга. А после этого, людям предложили учить мандаринский китайский язык. Это тот язык, где в зависимости от интонации слог МА может означать четыре разных смысла. И так со всеми слогами.
Ученые обнаружили, что первые и самые активные настройки мозга проходили во время аудиальных занятий. И именно это служило основой для дальнейшего изучения нового языка. Ни учебники, ни чтение, ни изучение грамматики не принесли такого результата.
Ученые советуют детям начинать изучение языка именно на слух. Для этого нужно ежедневно погружаться в речевое окружение хотя бы на недолгое время. Важно, чтобы это происходило с носителями языка. Это может быть онлайн-общение в Интернете, компьютерные игры. Можно брать онлайн частные уроки по говорению. Это не так дорого, как репетитор, потому что не важно, кто это будет – продавец, таксист или другой школьник. Главное, чтобы он был носителем языка. За грамматику и тонкости можно браться позже.
Еще один трюк – это просмотр любимых фильмов, которые ребенок знает чуть ли не наизусть. Или выбрать кино со столь увлекательным сюжетом и субтитрами, что ребенок будет полностью погружен в события.
Окружайте слух ребенка разными языками, и он с легкостью будет их изучать.
Photo: Freepik
Математика – наука для подростков
Люди бывают двух типов – любящие математику, и те, кто не очень хочет с ней сталкиваться. Интересное исследование ученых из Оксфордского университета показало, что математика развивает пластичность мозга. Сейчас все объясним.
В исследовании приняли участие ученики 14-18 лет. В Британии ученики старших классов могут выбирать изучаемые предметы. Поэтому у некоторых из них математики не было вообще. Каждый учащийся прошел сканирование мозга и оценку познавательных и интеллектуальных способностей. Повторное обследование ученые провели через 19 месяцев для сравнения результатов.
Выяснилось, что у студентов, не изучавших математику, уровень нейромедиатора (гаммо-аминомасляной кислоты) значительно ниже. То есть, у «математиков» мозг оказался более приспособленным к обучению и восприятию новой информации. Но это не самое интересное.
Самое интересное, что успеваемость в математике почти никак не отразилась на результатах. Условные «двоечники» имели такие же показатели, как и условные «отличники». То есть главное – не выучить математику, а регулярно ею заниматься.
Вам может пригодиться наша статья: Как привить ребенку любовь к математике