Как правильно говорить с детьми об инвалидности


Опубликовано 07 Октябрь 2022 в 10:00

Блог Дети в городе >  Как правильно говорить с детьми об инвалидности


Как правильно говорить с детьми об инвалидности

Photo: Freepik


Родители часто сталкиваются с довольно деликатной ситуацией, когда ребенок видит людей с инвалидностью. Ребенок может задать бестактные вопросы об инвалидности, может странно отреагировать, может сказать что-нибудь резкое или неуместное.

Из-за войны в Украине тысячи человек получили ранения и повреждения, в результате которых стали инвалидами. И речь не только о военных, но и о гражданских людях, пострадавших при обстреле и бомбардировке украинских городов. Кроме того, в Украине много людей с ограниченными возможностями, ведь инвалидность может быть не только приобретенной, но и врожденной.

«Дети в городе» подготовили для вас несколько приемов, как говорить об инвалидности так, чтобы никого не обидеть. А главное, как воспитать в ребенке адекватное восприятие людей с инвалидностью.


Вместо слов «болезнь» или «больной» употребляйте предлог «с»

Объясните ребенку, что инвалидность – это явление, когда человек не может делать определенные вещи, которые вы с ребенком делать можете.

  • «Ребенок с инвалидностью» вместо «инвалид».
  • «Девочка с аутизмом» вместо «аутистка».


Что отвечать, когда ребенок спрашивает: «Почему бывает инвалидность?»



Photo: Freepik


Здесь будет достаточно краткого ответа. Долгий ответ ребенок не будет воспринимать, а с научным обоснованием можно дать маху, и запутать и ребенка, и себя.

Скажите ребенку:

  • «Просто так бывает. Так получилось, что у человека есть инвалидность».


Учите видеть ребенка (человека), а не инвалидность

Не стоит притворяться, что инвалидности не существует, но и не акцентируйте на этом внимание. Говорите о личности, о характере, о поведении.

  • «Все люди разные, без исключений. Не бывает двух одинаковых людей, у каждого есть свои особенности. Вот ты, например, бегаешь, а мальчик передвигается на коляске. Быть разными – это нормально».


Читайте также: Как поддержать ребенка с посттравматическим стрессом


Акцентируйте внимание на тех вещах, которые объединяют детей

  • «Детям с инвалидностью не нужны какие-либо специальные игры и игрушки. Они играют с Лего, машинками и куклами. Так же как и ты. Давай спросим у мальчика, какая его любимая игрушка?».


Учите ребенка поддерживать, а не жалеть

Все люди разные, но при этом все равны. Объясните ребенку, что поддержка – это разговор на равных. Такое общение никого не унижает. Говорите об инвалидности обычно, спокойно и открыто. То есть так, как вы всегда говорите.



Photo: Freepik


Помогите ребенку понять, что инвалидность бывает разная

Не бойтесь рассказать ребенку о разных средствах, которые помогают детям с инвалидностью. Акцентируйте на том, что это инструменты помощи.

  • «Инвалидные коляски и пандусы помогают детям с проблемами ножек или позвоночника».
  • «Слуховые аппараты помогают детям с проблемами слуха. Так они лучше слышат».
  • «Шрифт Брайля – это специальный шрифт, помогающий детям с недостатками зрения».
  • «Собаки-поводыри помогают детям с проблемами зрения прийти туда, куда им нужно».
  • «Дети, которые не могут говорить, общаются на языке жестов. Представляешь?»


Вам может быть полезна наша статья: 8 простых приемов, улучшающих жизнь во время войны






Поиск