Развитие STEM-образования в Украине: вызовы и перспективы


Опубликовано 14 Октябрь 2024 в 10:00

Блог Дети в городе >  Развитие STEM-образования в Украине: вызовы и перспективы


Развитие STEM-образования в Украине: вызовы и перспективы

Photo: Freepik


STEM-образование – это подход, в основе которого лежит интеграция научных, технических, инженерных и математических дисциплин для стимулирования у детей развития навыков критического мышления, решения проблем, творчества и сотрудничества. Основной целью такого вида образования является помощь детям в получении практических навыков, необходимых в современном мире.

STEM-образование в Украине в последние годы становится все более актуальным и получает поддержку на государственном уровне, хотя его внедрение еще сталкивается со многими вызовами. «Дети в городе» готовы вместе с вами погрузиться в эту тему и рассказать о развитии STEM-образования в Украине.


Тенденции STEM-образования в учебных заведениях Украины


Новый тип образования развивается постепенно в украинских школах и университетах. В процессе введения он сталкивается с рядом вызовов, влияющих на эффективность и качество образовательного процесса в целом. Учитывая мировые тенденции, все большее количество школ и университетов в Украине осознают важность внедрения STEM-дисциплин для подготовки молодежи к будущему. Современное поколение видит большие перспективы внедрения STEM-технологий в образовательный процесс.


Использование новейших технологий

Электронные книги, цифровые учебники, онлайн-системы домашних заданий, видео лекции, цифровые карты и многие другие инструменты, используемые студентами и преподавателями высших учебных и корпоративных учебных заведений.


Внедрение искусственного интеллекта

На наших глазах происходит интеграция искусственного интеллекта в учебные процессы в целях персонализации обучения. Системы могут адаптировать обучающий материал под уровень знаний каждого ученика, автоматически оценивать прогресс и предлагать индивидуальные задачи.



Photo: Freepik


Разработки новых образовательных платформ

Такие платформы обеспечивают интерактивные, интуитивные и доступные инструменты преподавания и обучения.


Специальные STEM-проекты

Многие учебные заведения в Украине начали внедрять внеклассные/внеаудиторные STEM-клубы и виртуальные лаборатории, где учащиеся могут экспериментировать, изучать робототехнику, программирование, физику через проектные работы. В 2024 году цифровые лаборатории становятся все более распространенными, что позволяет учащимся/студентам проводить эксперименты и исследовать научные явления в виртуальной среде.


Сочетание разных форматов обучения

При продолжении военного положения все учебные заведения постепенно перейдут на смешанное обучение. Комбинация онлайн и офлайн форматов позволит использовать преимущества каждого из них. Онлайн-обучение может придать гибкость, тогда как офлайн обеспечит социализацию и практические занятия.


Читайте также: Украинский Гарвард: каким будет Президентский университет


Проблемы, препятствующие развитию STEM-образования в Украине



Photo: Freepik


Самой большой проблемой являются образовательные потери, образовательные разрывы и ментальные расстройства у детей. За последние несколько лет у детей не было возможности учиться полноценно. Даже в безопасных регионах постоянные блэкауты, отсутствие связи, обстрелы и ракетные атаки продолжают усложнять учебный процесс. А для детей, которые находятся в прифронтовых зонах и проводят много времени в укрытиях, ситуация еще более тяжелая.

  • Недостаточная материальная база. Многие учебные заведения, особенно в сельской местности, не имеют доступа к современному оборудованию или технологиям для эффективного внедрения STEM-дисциплин.
  • Нехватка квалифицированных учителей. Преподаватели нуждаются в дополнительном обучении для преподавания STEM-дисциплин. Они должны научиться использовать новые подходы и технологии. Это довольно проблематично, поскольку большое количество учителей – пожилые люди, а молодежь категорически отказывается работать в сфере образования.
  • Финансирование. И в школах, и в украинских университетах сталкиваются с проблемой недостаточного финансирования, что ограничивает возможность закупки современного оборудования и поддержки исследовательских проектов.
  • Разный доступ к STEM-образованию в разных регионах. В больших городах, где есть специализированные школы, университеты и компании, поддерживающие STEM-образование, у учащихся есть лучшие возможности для обучения и развития. В то время как в селах или в маленьких городах возможности доступа к качественному STEM-образованию значительно ограничены.


Читайте также: Домашняя научная лаборатория своими руками







Поиск