Мифы о дистанционном образовании: что из этого правда?
Опубликовано 06 Январь 2025 в 10:00
Блог Дети в городе > Мифы о дистанционном образовании: что из этого правда?
Photo: Freepik
Несмотря на то, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью нашей повседневности, вокруг этой темы все еще разворачиваются споры. Каждый, кто по своему желанию, или вынужденно, перешел на дистанционный формат, не раз слышал заезженные мифы и стереотипы. «Дети в городе» помогут разобраться, какие из распространенных утверждений о дистанционном образовании являются обоснованными, а какие только мифами, которые сильно мешают воспринимать этот формат.
Отсутствие взаимосвязи между учениками и преподавателями
Миф об отсутствии взаимосвязи между участниками образовательного процесса во время дистанционного обучения часто возникает из-за того, что онлайн-формат ограничивает коммуникацию. Но все не так критично. Современные онлайн-платформы обеспечивают возможность коммуникации через видеоконференции и мессенджеры, что позволяет быть постоянно на связи. Студенты могут обращаться к преподавателям при помощи электронной почты или приватных чатов в удобное для обоих время. Регулярная обратная связь позволяет преподавателям корректировать процесс обучения и поддерживать учащихся. Таким образом, дистанционное обучение обеспечивает эффективное и персонализированное взаимодействие между участниками.
Обесценивание преподавательской работы
Часто можно услышать, что с появлением большого количества образовательных платформ роль учителей стали недооценивать. Многим кажется, что учащийся может самостоятельно найти ответы на любые вопросы. Но с практической точки зрения это вранье.
- Ученики, особенно младшей/средней школ, часто не имеют достаточной дисциплины для самостоятельного освоения материала. Им обязательно нужен учитель, который будет их направлять, объяснять сложные темы и помогать строить четкий план обучения.
- Учитель лучше справится с мотивацией своих учеников. Только живой контакт, даже через мониторы, может вдохновить детей на выполнение заданий, поддержать в сложные моменты и объяснить, почему тот или иной предмет нужно изучать.
- Интернет-ресурсы, хотя и предлагают широкий выбор учебных материалов, не всегда подходят для конкретных нужд учащегося. Учитель, в свою очередь, способен адаптировать информацию к уровню знаний, стилю обучения и даже интересам каждого из учащихся, что значительно повышает эффективность усвоения знаний.
Читайте также: Онлайн-образование в Украине: новые вызовы, преимущества и трансформация
Дистанционное обучение почти не требует усилий
Photo: Freepik
Миф о том, что дистанционное обучение требует меньше усилий, возникает из-за иллюзии легкости онлайн-формата. Представления о том, что достаточно просто подключиться к занятию и пассивно слушать преподавателя, действительно находятся далеко от реальности.
Для учеников это:
- приобретение навыков самоорганизации и организации рабочего времени;
- самостоятельное и своевременное выполнение задач;
- сохранение активности на занятиях без физического присутствия в классе или давления со стороны преподавателя;
- сложность восприятия и усвоения материала, особенно точных наук, где важно не только слышать объяснения, но и активно взаимодействовать с учителем;
- ухудшение функции зрительной системы и понижение концентрации;
- умение работать с цифровыми инструментами, быстро находить информацию и не теряться среди многочисленных ресурсов.
Для преподавателей этот формат также непрост. Чтобы удерживать внимание учащихся и делать занятия эффективными, им приходится уделять больше времени и внимания подготовке. Они должны научиться создавать интерактивные презентации, искать интересные материалы и разрабатывать инструменты оценивания знаний.
Дистанционное обучение не требует дисциплины
Photo: Freepik
На самом деле дистанционное образование требует значительно большей самоорганизации, чем традиционное, поскольку контроль за процессом часто возлагается на самого ученика. Но в случае с учащимися младшей школы большая ответственность ложится именно на родителей. Поскольку взрослые большую часть рабочего дня находятся вне дома, им нужно создать для детей благоприятную среду, которая поможет развивать организационные навыки постепенно и эффективно. Без должной поддержки дисциплина может стать не только вызовом, но и причиной демотивации и снижения успеваемости.
Дистанционное образование не обеспечивает качественных знаний
Миф, что дистанционное образование не обеспечивает качественных знаний, основывается на устаревших представлениях об учебном процессе. Качество образования зависит от методики преподавания, содержания программ и активности самого ученика, а не от выбранного формата обучения.
При условии надлежащего подхода, обучаясь дистанционно, можно добиться высоких результатов. Благодаря технологиям учащиеся имеют доступ к разнообразным интерактивным материалам, онлайн-курсам, вебинарам, тестам и специализированным сайтам, что значительно расширяет возможности для более глубокого усвоения знаний. Они могут работать в своем темпе, возвращаться к сложным темам и более подробно изучать материал. Дистанционное обучение также дает возможность учиться из любого уголка мира.
Читайте также: Профессиональное образование онлайн: как найти свое и повысить квалификацию